ИАА «ИНФОБИО» и журнал «Международная Биоэнергетика» при поддержке НП «НБС» провели конференцию «Энергия из биомассы» в рамках Woodex. Мероприятие прошло в первый день международной выставки лесной и деревообрабатывающей промышленности – 28 ноября. Конференция, как обычно, была одной из самых представительных в Крокус-Экспо, несмотря на кризисные для многих лесопромышленников времена. Кроме интересных докладов, о которых мы расскажем ниже, участники конференции смогли сами рассказать о себе и своих предприятиях, поделиться насущными проблемами и результатами. Живое общение – одна из важных составляющих мероприятий, которые проводит ИАА «Инфобио». Доклады участников конференции опубликованы на профильной странице мероприятия на нашем сайте, а ниже мы хотели бы познакомить вас с тем, что обсуждалось в зале.
Организаторы мероприятия: ИАА «Инфобио», журнал "Международная Биоэнергетика" и НП «Национальный Биоэнергетический союз». Модератором мероприятия выступила Ракитова Ольга, к.э.н., руководитель ИАА «Инфобио», главный редактор журнала «Международная Биоэнергетика», исполнительный директор НП «Национальный Биоэнергетический союз».
Доклад Ольги Ракитовой на тему: «Рынок биотоплива в России: новые вызовы» стал первым в рамках конференции. В своем выступлении спикер затронула историю развития производства пеллет в России, которое берет свое начало с 2000-х годов. Около 20 лет объем производства и экспорта продукции в ЕС и Южную Корею рос, достигнув ежегодного объема в 2,5 млн тонн к лету 2022 года. Введение санкций внесло свои коррективы в работу российской отрасли: для экспорта остался только рынок Южной Кореи, но его объем не сравним с европейским рынком, отмечается также сокращение числа производителей и объемов производств.
Ольга Ракитова отметила, что несмотря на это, в России открываются новые заводы по выпуску гранул, ориентированные на внутренний рынок. Эксперт считает, что в России растет интерес как к альтернативному биотопливу, так и к обычным брикетам. Согласно опросу регионов, проведенному ИИА «Инфобио» в 2019 и 2023 гг, Архангельская, Вологодская области и Республика Коми активно учувствуют в реализации проектов по переводу котельного оборудования на биотопливо и строительстве новых котельных.
Жуков Дмитрий, начальник отдела реализации ООО ПО «Теплоресурс» выступил с докладом «Котельные на биотопливе». Более 15 лет компания из Коврова производит котлы на опилках, пеллетах и других древесных отходах. За это время удалось реализовать свыше 500 объектов. В своем докладе Дмитрий Жуков отметил, что предприятие производит котельное и вспомогательное оборудования для утилизации отходов деревообработки, которые невозможно применять для создания брикетов.
Спикер также рассказал о проектах компании: водогрейная котельная 10МВт в Усть-Илимске с полностью механизированным золоудалением, термомасляная котельная 11 МВт в Вологде, Теплогенератор 5 МВт в Минске. Примечательно, что водогрейная котельная в Усть-Илимске проработала целых 7 месяцев до первой остановки на техническое обслуживание. Эксперт также отметил, что автоматизация всех процессов позволяет сократить часы на обслуживание оборудования.
Третьим выступил Пекарец Александр, генеральный директор «Лесная технологическая компания» с докладом «Древесноугольные брикеты: российская технология, производство и использование – перспективы рынка». Спикер рассказал о пути реализации проекта производства древесноугольных брикетов из отходов производства, который берет свое начало в 2013 году на предприятии в Иркутской области. Именно здесь был реализовано следующее оборудование: сушилка угольных брикетов и печи карбонизации экструдерных брикетов. Спикер отмечает, что древесноугольные брикеты популярны как на промышленном, так и потребительском рынках (продукция для пикников). Отмечается, что данное направление может быть востребовано и для металлургической отрасли в качестве замены углю.
Эксперт также отметил свою научную работу над разработкой технологии активации древесного угля, что станет новым этапом в производстве. В заключении спикер рассказал о запуске в 2023 году во Владимирской области производство древесноугольных брикетов и строительстве аналогичного предприятия в Костромской области.
Шаров Олег, генеральный директор ООО «Светлобор» выступил с докладом на тему: «Логистика древесных топливных гранул от производителя до котла: котельные для сжигания пеллет». Компания работает на рынке с 2011 года и сумела реализовать 900 котлов. Говоря о факторах снижения стоимости тепловой энергии на пеллетах у потребителя спикер отметил следующие:
• Производители пеллет: стоимость пеллет и логистика доставки
• Производители котлов: специализированные пеллетные котлы, горячая камера сгорания и большая площадь дымогарных труб, КПД >92%, автоматическая очистка горелки и теплообменника, логистика в котельной и большой внешний склад.
В заключении Олег Шаров рассказал подробно о блочно-модульной котельной в модификациях 2х95 кВт и 2х400 кВт.
Генеральный директор ООО «СВЕЗА Биопродукт» Коркин Сергей рассказал о «Производстве древесных топливных брикетов на комбинатах Свеза и дистрибуции в текущих условиях». На сегодняшний день компания насчитывает 7 комбинатов, 1 млн куб. м. древесных плит в год, а по состоянию на 2021 год занимала первое место в мире по производству березовой фанеры с долей в 25%. Сергей Коркин также привел несколько примеров, какую продукцию можно изготавливать из сопутствующих продуктов производства компании — это пеллеты, угольные брикеты, террасные доски, щепа для мульчирования, удобрения, уголь для очистки воды и одноразовая посуда. Спикер также отметил тот факт, что производство брикетов и так было развито для внутреннего российского рынка, а также упомянул логистические сложности транспортировки готовой продукции железнодорожным способом. В заключении выступления Сергей Коркин осветил планы компании о расширении мощностей производства древесных топливных брикетов.
Бастриков Дмитрий, к.т.н., «Станки.ру» выступил с докладом «Технологические особенности производства биотоплива». Спикер упомянул об основных требованиях к сырью для брикетирования и пеллетирования и рассказал подробнее о двух методах прессования: гранулирование подходит при производительности более 3 т/час, а брикетирование экономически выгоднее применять при производительности 0,5–3 т/час. Говоря о преимуществах брикета в сложившейся ситуации, эксперт отметил следующие:
• Не требуется инфраструктура для потребления: не нужно переделывать котлы и печи
• Можно использовать существующие системы отопления
• Большие объемы сырьевой базы в виде отходов от основного производства на местах
• Экологический аспект: нет выбросов, шлака и золы
• Позволяет использовать весь ресурс древесины
Дмитрий Бастриков отметил и пути решения и направления для работы. По словам эксперта, отрасль не останавливается, хотя и переживает кризис. В перспективе объемы основных производств будут нарастать, так как идет адаптация отрасли под новые реалии, а на рынке есть спрос. К аспектам, которые можно улучшить, спикер отнес маркетинговую работы на местах, инжиниринговую работу и организацию производства оборудования внутри страны.
Рябинина Ольга, основатель PR-агентства MediaWood выступила на тему: «5 шагов к дистрибуции биотоплива внутри РФ при помощи рекламы и PR». По словам спикера, «конкуренция переходит в информационное поле, поэтому необходимо использовать инструменты PR и маркетинга».
В своем докладе эксперт выделила 5 ключевых инструментов:
1. Собственной сайт компании. Он должен быть удобным, понятным, информативным и обновляемым. Главное использовать язык целевой аудитории, а также желательно сделать версию сайта на том языке той страны, куда планируется экспорт продукции.
2. SMM и социальные сети. Согласно отчету Global Digital в январе 2023 года в России 106 млн активных пользователей интернета, 73,3% из которых старше 18 лет. Варианты работы с социальными сетями могут включать создание аккаунта компании в социальных сетях (при наличии инфоповодов), настройку таргетированной рекламы без создания профиля компании или размещение информации о продукте или компании в различных сообществах и группах, которые подбираются по региональному, тематическому принципу.
3. Коллаборации. Метод позволяет компаниям делиться друг с другому целевой аудиторией и привлекать внимание потенциальных клиентов. Стоит обратить внимание на общность интересов аудитории, а также надежность и репутацию компании-партнера.
4. Диалог с органами власти и управления. Взаимодействие с органами власти на местах, администрациями муниципалитетов о популяризации биотоплива, о мерах поддержки домохозяйств при использовании биотоплива.
5. Взаимодействие со СМИ. Метод включает в себя рекламные публикации, экспертные материалы, комментарии и участие в редакционных материалах.
В завершении модератором Ракитовой Ольгой был прочитан доклад от имени Союза участников пеллетного рынка и Тихомирова Андрея на тему: «Экспорт биотоплива на западные и восточные рынки: возможности и трудности». В нем были подведены итоги экспорта на 2023 год: Европейские рынки останутся закрыты для легальных поставок из РФ в сезоне 2023–2024 гг., экспорт в Китай не представляется возможным, а экспорт в Японию закрыт из-за отсутствия FSC.
Автор доклада отмечает стратегической задачей на 2024–2025 гг. развитие внутреннего рынка: не менее 50% объема производства должны быть реализованы внутри РФ. Идеи по развитию рынка внутри России представлены также централизацией усилий по внедрению использования пеллеты в муниципальных нуждах, обсуждением освобождения от НДС на пеллеты, древесных брикетов и дров для реализации на внутреннем рынке и демонстрацией опыта Китая в качестве аргумента для усиления государственной поддержки для развития внутреннего рынка.
Страница конференции, где опубликованы презентации докладчиков и подробная информация о мероприятии здесь:www.infobio.ru/events/5351.html