09 июля 2021, 22:30

Иркутская область активно наращивает объемы производства твердого биотоплива. Об этом ИАА «ИНФОБИО» и журналу «МБ» рассказала Елена Губий из Института систем энергетики им. Л.А. Мелентьева Сибирского отделения Российской академии наук. Полный текст статьи будет опубликован в осеннем номере журнала «Международная Биоэнергетика». Сейчас ИАА «ИНФОБИО» публикует выжимки из этого материала.

Наличие на территории Иркутской области богатейших лесных ресурсов послужило базой для технологического развития лесоперерабатывающего комплекса. В связи с необходимостью утилизации древесных отходов все больше лесоперерабатывающих предприятий открывают собственные линии по их переработке. По данным Министерства лесного комплекса Иркутской области за последние 5 лет объем производства топливных пеллет и брикетов возрос в 4,5 раза – с 61621 до 276350 т в год.
В 2020 году на территории Иркутской области функционировали 14 крупных и 5 заводов по производству топливных пеллет и брикетов средней мощности.
Рисунок 1. Крупнейшие производители топливных пеллет и брикетов в Иркутской области
Большинство предприятий, включая все наиболее крупные, такие как ООО «Магистраль-Транзит», ООО «Русфорест Магистральный», ТОСП ООО «ИНД ТИМБЕР», ООО «ОМФАЛ», ТОСП ООО «ПЛТ», ТОСП ООО «Лесресурс», ТОСП ООО «Атлант», расположены в северных районах Иркутской области (Усть-Кутском, Нижнеилимском и Казачинско-Ленском). Именно в этих районах области наблюдается наиболее масштабная эксплуатация лесных ресурсов. Это связано с преобладанием спелых и перестойных древостоев и непосредственной близостью с Байкало-Амурской железной дорогой (БАМом).

рис.1
На рисунке 1 представлена схема размещения крупнейших производителей топливных пеллет и брикетов в Иркутской области.
Следует отметить, что Иркутская область имеет крайне невыгодное географическое положение, так как равноудалена от основных морских портов, из которых биотопливо перевозится в европейские или азиатские страны. Затраты на перевозку пеллет железнодорожным транспортом в порты Владивостока или Санкт-Петербурга примерно равны себестоимости самой продукции и существенно превышают затраты производителей из других регионов.
Несмотря на столь существенные транспортные затраты, важным фактором, влияющим на развитие производства и потребления топливных пеллет, является жесткая ориентированность производителей на экспорт. Платежеспособный спрос на пеллеты внутри региона существенно ниже общемирового. Поэтому даже с учетом того, что примерно половина затрат производителя приходится на транспортировку продукции до морских портов, практически вся продукция экспортируется.