25 января 2021, 23:27

Как сообщила ИАА «ИНФОБИО» аналитик WhatWood Мария Фролова в 2021 году в России ожидается ввод в эксплуатацию новых производство мощность 1,1 млн тонн пеллет. Все эти производства будут ориентироваться на экспорт в Европу, а цены на мировом рынке гранул падают.

Ранее о строительстве «самого крупного пеллетного завода в России» к 1 февраля 2021 года заявляли власти Забайкалья. Эти заявления «остались на бумаге», т.к. для их реализации требуется «перевод российского ЖКХ на биотопливо». Однако планы других компаний могут быть воплощены в жизнь.
«Крупнейшим из планируемых ко вводу пеллетных производств является «Лузалес», планирующее расширение мощностей до 180 тыс. тонн пеллет в Республике Коми (п. Човью). Ранее ввод в эксплуатацию производства планировался на 2020 г., - рассказывает Мария Фролова. - Всего в 2020 г. суммарные производственные мощности российских производств были расширены на 670 тыс. тонн. При этом часть производственных мощностей, около 850 тыс. тонн были анонсированы, но не введены в эксплуатацию в 2020 г.
Одним из крупнейших производств, введенных в эксплуатацию в 2020 г., стал пеллетный завод в Архангельске мощностью 80 тыс. тонн пеллет в год, принадлежащий ГК «Регион-Лес». В ближайшие годы на этой площадке планируется построить лесопильное производство с объемом входной мощности 350-500 тыс. м3 круглого сырья, а также модернизировать цех по производству пеллет, увеличив его мощность до 100 тыс. тонн в год.

Все вводимые и введенные в эксплуатацию в России заводы в первую очередь ориентируются на экспорт пеллет в Европу и Азию. Вместе с тем теплые зимы и кризис, связанный с пандемией, привел к падению цена на топливные гранулы.
По оценкам Марии Фроловой, изменение ценовой ситуация на рынке в скором времени не предвидится, а уровень спроса также значительно не изменится, уровень спотовых цен будет зависеть от климатических условий и от того насколько быстро текущий профицитный объем пеллет на рынке будет использован потребителями. Кроме того, в связи с отсутствием спроса на рынке, который ведет к снижению рентабельности производств, в случае отсутствия положительной ценовой динамики на рынке, а также усиливающейся конкуренции как со стороны российских производителей, так и европейских, американских и канадских производств, в ближайшей перспективе может наблюдаться остановка и полное сворачивание мощностей мелкими пеллетными производствами, не имеющими возможность производить продукцию в убыток.
«Отметим, что и по «длинным» контрактам в 2021 г. будет наблюдаться снижение цен. Так, один из крупных производителей рынка сообщил, что с января 2021 г. компания будет вынуждена «опустить» уровень цен на €5-10 относительно ноября-декабря 2020 г. Кроме того, осенью-зимой 2020 г., в случае возможности по контракту, наблюдается отказ сокращение объемов или полный отказ от них по «длинным» контрактам, а также пересмотр ценовых условий в сторону понижения, - говорит аналитик. -Вместе со снижением цены FCA на пеллеты, наблюдается рост цен на фрахт пеллет. Так, если в июле 2020 г. стоимость фрахта судна в порт Дании составляла около €16 за тонну, то к ноябрю стоимость поднялась до €21, а к декабрю – до €23-24 за тонну. Таким образом, за полгода цена на фрахт увеличилась на €8 за тонну или почти в 1,5 раза».