02 апреля 2019

Генерации электрической энергии за счет биотоплива или биоэнергетика - это перспективное направление, которое активно развивается в Европе, Азии, Америке и на других континентах. В ЕС ряд стран полностью отказываются от использования угля и иных видов ископаемого топлива, переходя на возобновляемые источники энергии, в частности, на биотопливо. АО «Монди СЛПК» производит энергию c использованием древесной щепы и отходов производства - это один из самых чистых видов энергии в мире. Компания поставляет тепло и электричество в дома жителей Сыктывкара и ряда других населенных пунктов Республики Коми. На региональном уровне в Коми активно развивается производство и использование биотоплива, республика поддерживает биоэнергетический сектор, а как с точки зрения федерального правительства рассматривается вопрос биоэнергетики в стране. Этот и другие вопросы журнал «Международная Биоэнергетика» задал ведущему юрисконсульту АО «Монди СЛПК» Ивану Понькину.

- Федеральные органы власти понимают, что рост значения возобновляемых источников энергии в обеспечении энергетических потребностей общества является общемировой тенденцией и поэтому поддерживают развитие использования возобновляемых источников энергии, в том числе и биоэнергетики, - говорит Иван Понькин. - Во всяком случае, упоминания об этом содержатся практически во всех стратегических документах, посвященных развитию энергетического комплекса России. Даже в майском указе Президента РФ (имеется ввиду указ 07.05.2018 N 204), определяющем национальных цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2024 года, правительству поручено разработать план расширения инфраструктуры, способствующий развитию распределенной генерации, в том числе на основе возобновляемых источников энергии.
На сегодняшний день созданы и функционируют механизмы поддержки строительства генерирующих объектов, использующих возобновляемые источники энергии, на оптовом и розничных рынках электроэнергии.
Однако, вышеуказанные механизмы имеют значительные ограничения, препятствующие развитию биоэнергетики. Кроме того, существует проблема взаимодействия биоэнергетического сектора и рынков электрической энергии, поскольку последние не учитывают специфику предприятий биоэнергетики, в частности, предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. Также опасения вызывают последние инициативы Минэнерго России по введению платы за резервируемую мощность, которая приводит к увеличению финансовой нагрузки не только на потребителей электроэнергии, но и на тех, кто ее производит, в том числе предприятия биоэнергетики. Все это, к сожалению, снижает интерес потенциальных инвесторов по внедрению и развитию биотехнологий.
- Каковы проблемы взаимодействия с рынками электрической энергии?
- Основная проблема взаимодействия с рынками электроэнергии заключается в том, что действующее законодательство обязывает все объекты генерации с установленной мощностью более 25 МВт продавать всю выработанную электроэнергию исключительно на оптовом рынке. Однако для генерирующих объектов биоэнергетики - это не совсем выгодно, поскольку действующая модель торговли на оптовом рынке не учитывает специфику таких объектов, которые зачастую являются частью технологического процесса производства основной продукции предприятий. В итоге, предприятия вынуждены продавать на оптовый рынок всю выработанную на своих генерирующих объектах электроэнергию, а затем закупать ее же обратно для нужд собственного производства, но по более высокой цене, которая включает в себя различные надбавки оптового рынка, услуги по передаче электроэнергии и плату инфраструктурным организациям. Таким образом, работа на оптовом рынке изначально убыточна для предприятий, и они стараются этого избежать любыми способами. В связи с этим, например, в списке участников оптового рынка электроэнергии нет предприятий ЦБП.
- Какие крупные предприятия лесной и целлюлозно-бумажной отрасли страны еще производят собственную энергию за счет биотоплива. Есть ли у них подобные проблемы или кому-то как-то удалось их решить?
- Практически все крупные предприятия целлюлозно-бумажной промышленности используют возобновляемые источники энергии (кородревесные отходы, щелока) для производства электрической и тепловой энергии. Полагаю, что с проблемами взаимодействия с рынками электроэнергии сталкивалось или столкнется в ближайшее время каждое из них. Некоторым предприятия ЦБП (Архангельский ЦБК, Котласский ЦБК, Марийский ЦБК) удалось избежать проблемы оптового рынка, получив от компетентных органов разрешение торговать электроэнергией на розничном рынке, но это было сделано за счет снижения отпуска электроэнергии сторонним потребителям (не более 25 МВт), что лишает эти предприятия возможности в полной мере реализовывать излишки производимой «зеленой» электроэнергии на сторону. В то же время, доходы от реализации этих излишков могли бы стать основой дальнейших инвестиции в развитие биоэнергетики и обеспечить на выгодной основе рынок недорогой электроэнергией из-за использования более дешевого вида топлива по сравнению с традиционными природным газом, углем или мазутом. Таким образом, выиграли бы все участки рынка.
- Что такое "зеленый тариф" - какую выгоду он приносит производителю энергии?
- Так называемый «зеленый тариф» - это по своей сути устанавливаемая государством цена (надбавка к цене) за электрическую энергию (мощность), которая позволяет осуществить гарантированный возврат инвестиций в строительство генерирующих объектов, использующих ВИЭ в течение 15 лет с гарантированной нормой доходности привязанной к базовой норме доходности 12% и уровню доходности долгосрочных государственных облигаций.
Этот механизм в России действует на оптовом рынке с 2013 года, а на розничном рынке электрической энергии с 2017 года, с определенными особенностями.
В частности, меры поддержки на оптовом рынке электроэнергии рассчитаны исключительно на солнечную, ветро- и малую гидрогенерацию. В связи с этим производители электроэнергии, использующие в качестве топлива иные возобновляемые источники энергии, в том числе биомассу, не могут воспользоваться ими. Принимая во внимание, что участником оптового рынка электроэнергии обязаны быть производители электроэнергии с установленной мощностью свыше 25 МВт, то строительство крупных генерирующих мощностей на основе биомассы государством фактически не стимулируется.
На розничном рынке механизм поддержки может быть применен к предприятиям биоэнергетики. Однако поддержка строительства генерирующих объектов на основе ВИЭ ограничена совокупным объемом отпуска электроэнергии такими объектами в регионе (не более 5 % от прогнозных потерь электроэнергии в сетях субъекта РФ), а также размером установленной мощности электростанции (менее 25 МВт).
Таким образом, поддерживая развитие ВИЭ в целом, государство не поощряет строительство крупных объектов такой генерации. В то же время без строительства крупных объектов генерации на основе ВИЭ невозможно существенное увеличение доли ВИЭ в энергетическом балансе России. Кроме того, ресурсами для развития технологий ВИЭ в России как раз обладают предприятия, владеющие крупными генерирующими объектами, поскольку зачастую производство электроэнергии для них является частью технологического процесса производства основной продукции. Как например, для АО «Монди СЛПК» производство электро- и тепло энергии является частью технологии по производству целлюлозно-бумажной продукции.
Сейчас Правительство РФ рассматривает необходимость и условия продления программы поддержки развития ВИЭ в перспективе 2025-2035 годов, поэтому крайне важно чтобы при этом были учтены интересы предприятий биоэнергетики, которые остались без внимания на первом этапе введение указанных мер.



Продолжение интервью читайте в журнале "Международная Биоэнергетика" 1(5)-2019. Подробнее здесь: www.infobio.ru/product4479.html

Автор: 
Ольга Ракитова