06 марта 2017

- Сегодня АО «Коми тепловая компания» - это крупный холдинг с головной компанией в Сыктывкаре и с разветвленной сетью филиалов, управляемых и дочерних предприятий в районах, занимающихся тепло-водоснабжением и водоотведением в населенных пунктах конкретных муниципальных районов Республики Коми. Игорь Леонидович, как вы оцениваете перспективы биоэнергетики в республике?
- Я положительно оцениваю развитие биоэнергетики в Республике Коми. Но в то же время хочу отметить, что биоэнергетика – не самоцель или спасение для всей экономики и теплоснабжения. Республика у нас многогранная, большая и газифицированная. В связи с этим выбирать топливо нужно в каждом районе, исходя из целесообразности использования того или иного вида энергетического источника. В тех районах, где есть газ, должны строиться газовые котельные. Угольные районы – Инта, Воркута – было бы абсурдно переводить на биотопливо, т.к. там есть уголь по более-менее нормальным ценам и нормального качества. Там будет развиваться энергетика на угле.
А биоэнергетика затронет в своей массе юг республики Коми и те районы, где ведется лесозаготовка и лесопиление. Она будет развиваться там, где формируются большие объемы неделовой древесины и большие объемы отходов от лесопиления. Это первая причина. Вторая причина: юг Республики у нас без железнодорожного сообщения, соответственно доставка угля с учетом его перевалки и последующей транспортировки автомобильным транспортом составит до 2/3 в цене топлива. Уголь становится очень дорогим. В тоже время, это лесозаготовительные и лесоперерабатывающие районы, где образуется большое количество деловой и неделовой древесины, а также остается много опилок и других древесных отходов. В этих районах эффективно использовать биотопливо. Биотопливо – это не только брикеты и пеллеты, но и топливная щепа. Вид эффективного топлива зависит от района, от того, какие котельные там установлены - старые или новые, какая мощность котельных, какая промышленность доминирует в районе.
- Какие инвестиции делает «Коми тепловая компания» в биоэнергетику? Когда начали переходить на биотопливо. Какие планы на будущее?
- Первый пробный проект перехода на биотопливо был 3-4 года назад в Усть-Куломе. Это пока самый хороший пример и, к сожалению, единственный. Здесь сошлись интересы Минприроды, Минпрома, муниципалитета, тепловой компании и бизнеса. Усть-Кулом уже 4 года доказывает, что развивать биоэнергетику можно без субсидий, дотаций и субвенций - чисто на основе экономических расчетов.
- Почему ваша компания начала переводить котельные именно на брикеты, а не на гранулы или щепу?
- Обычное твердое топливо для наших удаленных населенных пунктов – дрова. Котельные, которые находятся в южных районах Коми – маломощные и использовали или дрова, или уголь. Перевод таких энергетических объектов на брикеты не стоил ни копейки. Там просто была изменена технология и режим топки, проведено обучение кочегаров.
Мы начали с Усть-Куломскогского района, т.к. там был самый дорогой уголь - плечо доставки дорогое. Перейдя на брикетированное древесное топливо уже через 4 года Усть-Куломский район полностью отказался от угля. Сейчас там все котельные работают на брикетах и дровах. С 2015 г. начался переход на биотопливо в Киркирокском районе. С 2016 г. стартовал плановый переход в Сухтондинском районе. Уже сегодня там совсем не используют уголь.
- Кто поставляет биотопливо для ваших котельных?
- Все производители брикетов в Коми к концу года полностью продали весь объем произведенной ими продукции. В 90% случаев покупателем выступала «Коми тепловая компания». К 2020 году наша компания планирует потреблять 45 тыс т/г брикетов с пеллетами и порядка 250 тыс пл. м3 щепы. Такие цели поставлены с учетом программы газификации юга республики. В 2016 году местные производители биотоплива доставили на наши котельные всего 20 тыс тонн брикетов и пеллет, хотя пока мы в основном потребляем только брикеты. На них работает 60 котельных. Пеллеты применяются в 5 котельных. Сейчас мы планируем запустить еще ряд пеллетных энергоустановок: например, в Усть-Куломской районе. Там брикеты и пеллеты производит ИП Белый.
Я, как представитель тепловой компании, отталкиваюсь не от наличия биотопливного производства в том или ином регионе, а от целесообразности размещения либо брикетной, либо пеллетной котельной. Пеллетная котельная требует полностью переоснащения оборудования, а брикетная – нет. Мы предлагаем предпринимателям перед тем, как построить завод, уточнить в нашей компании, какой вид топлива будет востребован в районе. Бывают случаи, когда предприниматели ставят брикетный завод и рассчитывают поставлять свою продукцию или на экспорт, или в Москву и Санкт-Петербург. Затем сталкиваются с проблемами того, что это не очень выгодно или вовсе их продукцию отказываются покупать. Они приходят к нам, но нашей компании брикеты в том районе, где они поставили свой завод, не нужны. В то же время мы не бросаем их на произвол судьбы и предлагаем поставлять нам продукцию в другие районы, но цена уже получается не очень выгодная для них, бывает, что и ниже себестоимости.
-Какое оборудование вы устанавливаете на ваших котельных – западное или отечественное?

Продолжение интервью читайте в журнале "Международная Биоэнергетика" в номере 1 (42) - 2017 г. Заказ: info@infobio.ru