31 июля 2013

Такого мнения придерживается руководитель Биотопливного портала Антон Овсянко. Он считает, что говорить о переходе Европы на биотопливо нельзя. По словам эксперта, Евросоюз в 2005 году потребил только угля 463 млн тонн. Судя по динамике, объемы потребления могут снижаться, но едва ли на порядок.

Снижение с 2001 г. по 2005 г. на 111 млн тонн едва ли произошло за счет перехода на биотопливо и биомассу. Скорее здесь сыграли роль:
- природный газ,
- энергосбережение.
«Иначе нам пришлось бы признать, что за те четыре года потребление биомассы выросло примерно на 150 млн тонн условных пеллет. А это, как мы знаем, не так», – говорит эксперт.
Чтобы полностью заместить только уголь в структуре энергопотребления, ЕС потребуются сотни миллионов тонн условных пеллет в год. Сколько получится пеллет, если всю расчетную лесосеку России (550 млн м3 в год) переработать в топливо, получится около 180 млн тонн условных пеллет. Но это же совершенно невозможно! Да и было бы губительно для леса, для лесной отрасли и т.д.
Стран с сопоставимым потенциалом биомассы в мире немного. Аналогичная ситуация с нелесной биомассой.
«К сожалению, ни один из известных сегодня ВИЭ не имеет потенциала для полного замещения ископаемых энергоносителей. Сбалансированное и разумное использование всего комплекса ВИЭ может, как минимум, значительно снизить нагрузку на ископаемые энергоносители. И в этом направлении Евросоюз, очевидно, продолжит двигаться», - считает Антон Овсянко.
С российским экспертом спорит президент Ассоциации производителей биотоплива Австрии - proPellets Austria Кристиан Ракос: «Около 20-30% энергетической потребности Австрии удовлетворяется за счет биомассы, в основном в виде древесного топлива. Эта доля будет расти в будущем, т.к. биомасса полностью заменит нефтяное топливо в течение следующего десятилетия».
Австрийцы начали использовать древесную щепу для коммунального (центрального) теплоснабжения в 1980 году. Сегодня более 1000 деревень Австрии имеют централизованное отопление на древесной щепе. Лесопильные производства начали использовать кору в качестве топлива для сушки древесины намного раньше 80-х годов. Использование пеллет (топливных гранул) началось в 1997 году и заметно выросло с тех пор.
Директор ООО «СиСиДжиЭс» Михаил Юлкин высказывает нейтральное мнение: «Европа будет последовательно уходить от ископаемых источников энергии. В Германии уже говорят об увеличении доли ВИЭ к 2050 г. до 50-80%. Но это ни в коем случае не означает, что основным источником получения энергии станет сжигание биотоплива. На первом мест в любом случае будет стоять снижение энергоемкости и повышение эффективности использования энергии. Это будут, в частности, городские стоки, дымовые газы котельных и т.п.».
Однозначного мнения о биотопливном будущем Европы пока нет. Однако в России уже на правительственном уровне начали активно обсуждать вопросы использования биоэнергетики в муниципальной энергетике. Не прошло и 10-15 лет, как Россия задумалась, что неплохо бы было бы попробовать европейские технологии на своей земле.