19 июня 2011
ИАА «Инфобио» приводит выдержки из выступления генерального директора ГК «Титан» Михаила Папылева на Международном лесном форуме в Архангельске. Глава крупного холдинга высказал мнение, что производство биотоплива в России слишком тяжелая тема и не по силам малому бизнесу. ГК «Титан» владеет большим российским лесопильным заводом в Архангельской области - ЗАО «Лесозавод 25», который является одним из самых крупных производителей древесных топливных гранул. По статистике ТН ВЭД, экспорт пеллет с этого предприятия в 2010 году превысил 100 000 тонн в год. По словам Михаила Папылева, мощность предприятия составляет 75 000 т/год, а ежегодно они производят 60 000 т/год пеллет.
Далее мы приводим прямую речь топ-менеджера. Михаил Папылев, генеральный директор ГК «Титан»:
«Я хотел бы пояснить ряд своих позиций. Первая: по порубочным остаткам. Мой практический опыт говорит: оставьте порубочные остатки в покое в лесу – не трогайте и не берегите, пусть они несут свое природное предназначение, никакого бизнеса, никакого экономического эффекта при использовании порубочных остатков в качестве биотоплива НЕТ!
Второе: свалки мелких лесопилок и малого лесопиления. Мое мнение: не может быть никакого малого бизнеса в лесу и в биоэнергетике! Эта тема очень тяжелая, трудоемкая, капиталоемкая и малому бизнесу просто не поднять эту тематику! Что касается отходов, которые образуются от мелких лесопилок, так надо закрыть эти лесопилки, чтобы не было этих отходов и решить раз и навсегда вопросы устойчивого лесопользования. Устойчивое лесопользование и малый бизнес -  разнонаправленные тенденции. В малом бизнесе нет комплексной переработки древесины, не утилизируется щепа, пиловочник не окаривается и в результате образуются все эти горбыли, которые потом горят. А все эксперименты с обустройством полигонов древесных отходов мне кажутся абсолютно неправильным направлением. (ред: Власти Архангельской области в 2010 г.  приняли решение организовать полигоны, куда лесопромышленники должны свозить древесных отходы.)
Что касается биоэнергетики, обеспечения населения качественным недорогим теплом. По лесным поселкам, по удаленным территориям, где не планируется газификация, на сегодня есть устойчивая технология, работающая на щепе. Мой практический опыт говорит, что надо просто дровяную древесину заготавливать и поставлять к этим котельным на разумном транспортном плече, т.к. вокруг транспортной составляющей крутится весь бизнес, все деньги, вся экономика. Не важно, какое топливо использовать (пеллеты, щепа, торф и т.д.), главное экономическая эффективность его транспортировки.  
Почему опять же  щепа, а не дрова? Потому что щепа – сыпучий материал, который позволяет автоматизировать подачу топлива, упростить процесс сжигания – это уже чистая технология. Кроме того, благодаря щепе можно автоматизировать и повысить КПД котлов,  т.е. уйти от кочегара, который забрасывает уголь или дрова. Это надежная технология. Не знаю, как отечественная, но импортная технология работает. У нас на предприятии («Лесозавод 25») для собственных нужд есть две котельные. Одна водогрейная. Установлено два котла по 2,5 МВт (общая мощность 5 МВт), которые работают на коре влажностью до 70%. Конечно, это экстремальные условия. Но при 50-55% влажности европейские котельные работают достаточно устойчиво. И вторая котельная, т.е. ТЭЦ с выработкой электроэнергии, состоит из двух котлов по 7,5 МВт: 15 МВт тепловой мощности и турбины 2,5 МВт  - работают тоже чисто на коре.
Что касается пеллет и щепы, что лучше? Весь вопрос в наличии щепы, вот почему мы построили котельные в Архангельске на пеллетах, а не на щепе. Просто нет в городе щепы! Щепа – ценный продукт, который потребляется целлюлозно-бумажными комбинатами в качестве сырья. Больше других разумных биоматериалов в Архангельске не существует, т.к. все лесозаводы в Архангельске либо утилизируют собственные опилки, либо сжигают их, а щепа поставляется на целлюлозно-бумажные комбинаты. Кора тоже сжигается, поэтому котельные в городе Архангельске и под городом мы построили на пеллетах. На нашем предприятии находится пеллетное производство мощностью 75 000 тысяч тонн. Мы фактически путем интенсивных усилий добились производительности 60 000 тонн топливных гранул в год. Мы перерабатываем 750 000 м3 пиловочника в год, имея при этом 150 000 пл м3 сыпучих материалов в виде опилок. Поэтому, когда я слышу о проектах на 900 000 т в год пеллет и 180 000 т в год биотоплива, то для меня это звучит, как это абсолютная фикция. Самый крупный пеллетный завод в мире на сегодняшний день работает в Канаде мощностью 500 000 т, он крупнейший и единственный в мире. Это абсурд! (ред. В мире существуют и другие подобные крупные производства, в США находится 2 завода по 500 000 т/год пеллет и завод 750 000 т/год, в Норвегии расположено производство – 500 000 т/год – норвежский завод не работает, а предприятия в США выпускают топливные гранулы, также в США строится завод-миллионник мощностью 1 000 000 т/год)
По поводу строительства пеллетных заводов и малого бизнеса. Я еще раз скажу, что это тема достаточно тяжелая для малого бизнеса и я не верю в пеллетные заводы в Архангельской области, т.к. для них нет сырья в виде опилок.
Что касается коры в пеллетах, то для локального потребления – это абсолютно не проблема, можно использовать, и никакой проблемы тут не будет с точки зрения технологии. Мы используем чистые опилки,  т.к. отправляем гранулы на экспорт. У нас в технологии предусмотрена окорка пиловочника и качество гранул очень высокое. Для локального потребления можно использовать пеллеты с корой.
Еще ремарка об опыте Швеции и Финляндии. Почему я так резко отзываюсь об опыте этих стран в области порубочных остатков? Да, потому что у нас нет дорог! Как мы будем возить порубочные остатки? В Финляндии скальные грунты и асфальтированные дороги вплоть до делянки. Например, наше лесозаготовительное предприятие в Архангельской области находится на таком расстоянии, что никакая экономика не сойдется. 80 км до нижнего склада, и потом еще 200 км по железной дороге и какова будет стоимость этих порубочных остатков, если мы будем их возить оттуда?»
 
Цитата из выступления на Международной лесном форуме в Архангельске, конференция «Перспективы развития биоэнергетики в жилищно-коммунальном хозяйстве Архангельской области», апрель 2011 г. (запись предоставлена В.Авштолисом, "Пини-Брикет")
 
Мнение Михаила Папылева – представителя крупного бизнеса, который занимается производством биотоплива в рамках комплексной переработки древесины – ценное для всех представителей биотопливной отрасли. Вместе с тем ИАА «Инфобио» призывает малый и средний бизнес, а также всех специалистов биотопливной отрасли, высказать свое мнение: прав ли архангельский бизнесмен - действительно не может быть малого бизнеса в российской биоэнергетике и в российском лесе?

 

Комментарии

Мы не совсем согласны с господином Папылевым, - «не может быть никакого малого бизнеса в лесу и в биоэнергетике». Мы не будем затрагивать лесоразработки. Он прав, что иногда лучше оставить порубочные остатки в лесу. Однако в биоэнергетике, в Канаде, в США и в других странах, бизнесс многослойный. Есть огромные предприятия, которые производят сотни тысяч тонн гранул и брикетов в год, а есть малые предприятия, которые производят несколько тонн в неделю.

Настройки просмотра комментариев

Выберите нужный метод показа комментариев и нажмите "Сохранить установки".