15 мая 2011

Европейские страны активно развивают технологии производства жидкого моторного биотоплива второго поколения, в частности BTL. Вначале в Европе немецкий концерн Choren построил завод по производству Biomass-to-Liqued (BTL) топлива, в основе которого лежит получение синтез-газа. Затем известная нефтяная компания Neste Oil возвела завод в Порво (Финляндия), где стали выпускать биотопливо под названием NExBTL. Сейчас финский концерн UMP заявляет о начале строительства биотопливного завода на одном из своих целлюлозно-бумажных комбинатов рядом с Лаппенратой (Финляндия). Там также будут производить биотопливо второго поколения из отходов древесины.

Neste Oil договорилась с Lufthansa об использовании производимого ее биотоплива на пассажирских авиарейсах. В то же время представители Neste Oil, в частности менеджер компании Сари Лехмускаллио - в беседе с корреспондентом ИАА «ИНФОБИО» заявила, что широко использовать биотопливо второго поколения в автомобилях пока не позволяет европейское законодательство, которое защищает производителей биотоплива первого поколения. Данный тезис не совсем понятен, т.к. противоречит целям Европейского Союза по увеличению доли биотоплива на транспорте к 2020 году.
Вместе с тем биотопливо второго поколения – BTL – еще довольно дорого в производстве и сегодня его себестоимость в два раза выше себестоимости производства обычного дизеля.
Синтез-газ — смесь монооксида углерода и водорода. Неокислительный пиролиз твёрдого сырья производит сингаз, который может быть напрямую использован в качестве топлива.
Если требуется жидкое, похожее на нефтяное топливо, смазка или парафин, может быть применён процесс Фишера-Тропша. Если требуется увеличить производство водорода, водяной пар сдвигает равновесие реакции, в результате чего образуются только углекислый газ и водород.
Распространению данной технологии мешают высокие капитальные затраты, высокие затраты на эксплуатацию и ремонт и относительно низкие цены на сырую нефть.
Что касается технических характеристик, то и немецкий концерн Choren и финский Neste Oil говорят о том, что производимый ими BTL – Sundiesel и NExBTL – по качественным характеристикам даже превосходят обычный дизель и не требуют каких-то модернизаций автомобиля. Т.е. любой автомобилист, использующий дизель, может заливать в свой бак биотопливо этих компаний.
Производить BTL можно практически из любого сырья: пальмового масла, как это делает Neste Oil, древесных отходов и автомобильных покрышек, как Choren Industries, или просто из древесных отходов, как собирается UPM.
Выбросы различных газов в разы меньше при использовании биотоплива в сравнении с обычным бензином.
Кроме BTL на биотопливном рынке сегодня присутствует биобутанол, биоэтанол, однако все эти технологии пока довольно затратные.
Компания Shell пытается производить моторное биотопливо из природного газа, другие компании используют водоросли для производства возобновляемого топлива.
Sasol в Южной Африке применяет уголь в качестве сырья для производства разнообразных товарных продуктов из синтетической нефти, в частности дизельного топлива.
Сегодня европейцы пытаются перевести свой транспорт на биотопливо, при этом от системы субсидий Европейский Союз перешел к системе обязательств. Например, в начале 2010 года всех автомобилистов просто обязали покупать бензин с добавлением биотоплива на 10%, прекратив продавать традиционные бензины с октановым числом 92 и 95. Что касается использования BTL, то это пока еще на стадии эксперимента. Вместе с тем нельзя забывать, что биотопливо пока в разы дороже традиционного нефтяного топлива, а сырьем для производства возобновляемого горючего служит как правильно биомасса неевропейского происхождения, что тоже заставляет задуматься европейцев о стабильности поставок данного сырья. Ведь с нефтяной иглы они пересаживаются на биотопливную. В Европе нет достаточного количества ресурсов для того, чтобы достичь биотопливные цели даже 2020 года.